CАМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
АССОЦИАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ БЕЗОПАСНОСТИ "ШКОЛА БЕЗ ОПАСНОСТИ"

Экспозицию «Подвиг Народа» 15 марта посетили представители ООО ЧОП «КОНСУЛ 2002».

Их взглядам предстала грандиозная панорама Великой Отечественной войны. Один из посетителей, Михаил Романенко, говорит, что это лучший Музей, в котором ему доводилось побывать. А все благодаря подаче истории.

— Здесь история представлена очень реалистично. Отличные декорации, возможность прикоснуться к экспонатам с мест боев, голографические проекции, актеры. Все это создает нечто уникальное. Всем коллегам рекомендую не отказываться от возможности посетить эту экспозицию.

В настоящее время участники экскурсии могут также побывать на временной выставке «Вязьма — наша!», приуроченной к 80-летию со дня освобождения этого города. Посетители познакомятся с историей одной из самых кровопролитных битв Великой Отечественной войны, увидят 100 подлинных экспонатов тех времен, в том числе фотографии и документы об освобождении города, фронтовые письма, газеты и книги времен войны, воспоминания участников сражений, личные вещи героев, предметы армейского быта.

К началу 1943 года Вязьма была в центре Ржевского выступа — плацдарма шириной до 200 км и до 160 км глубиной, с которого гитлеровцы могли бы повторить попытку наступления на Москву. Для этого здесь было сосредоточено порядка половины всех дивизий и бригад группы армий «Центр».

Само собой, наши намеревались лишить вермахт этого плацдарма. Как ни странно, избавиться от выступа хотели и сами немцы, которые понимали, что ни о каком наступлении на Москву можно уже и не мечтать, а этот выступ рано или поздно станет их огненной могилой. 

 Не желал оставлять плацдарм только Гитлер, все грезивший о параде на Красной площади. Но после Сталинградской битвы даже он стал осознавать, что парадом по Красной площади немцы будут ходить только в качестве военнопленных.

Решение о ликвидации выступа в штабах обеих армий было утверждено примерно в одно время. Наша Ставка планировала крупную стратегическую операцию: выйти в тыл вражеской группировки, окружить и уничтожить основные силы группы армий «Центр». Но в итоге Красной армии пришлось не обходить, а преследовать стремительно отступающие силы противника.

Нужно понимать, что организованное отступление — это масштабная операция, не являющаяся легкой прогулкой ни для одной из сторон. Немцы поставили промежуточные оборонительные рубежи для прикрытия отхода, заминировали поля, дороги и мосты. Уходили они войском грабителей, построив 200-километровую дорогу для вывоза скота, зерна и других богатств советского народа.

Приготовления к отступлению наша разведка вскрыла во второй половине февраля. Дожидаться, когда немцы в удобном для себя ритме оставят позиции, было нельзя. Нужно было громить гитлеровцев, чтобы как можно меньше их добралось до новой оборонительной линии. Сталин потребовал: сражение вести не по плану немецкого отхода, а по плану наступления советских войск!

1 марта вермахт начал операцию «Бюффель» по оставлению выступа. Спустя сутки Красная Армия перешла в атаку.

Уже 3 марта наши войска вышибли отряды прикрытия из Ржева. Через неделю подошли к Вязьме. Штурм был начат в ночь с 11 на 12 марта.

Атака началась с артиллерийских залпов. За огневым валом в город двинулась пехота. Дома и развалины были превращены немцами в огневые точки, из которых били противотанковые пушки и пулеметы. На перекрестках в землю были вкопаны танки.

Красноармейцы с боями отбивали улицу за улицей. В четыре часа ночи наши силы укрепились на окраинах города. А вскоре над крышей одного из немногих уцелевших зданий зареял красный флаг.

Вслед за передовыми отрядами в Вязьму вошел корреспондент «Известий» А. Булгаков. Вот как он описал увиденное:

«Сейчас, когда город уже перед глазами, люди с дрожью в голосе спрашивали друг у друга:

—  Неужели это Вязьма?

Перед нами дымились развалины когда-то прекрасного старинного русского города. Дома, церкви — все было черно от дыма. Немцы предали город огню и разрушению. Сжав зубы, молча проходили бойцы и командиры по улицам вдоль разрушенных, еще дымящихся домов».

Свидетелем освобождения города стал и писатель К. Симонов: «Вязьма разбита и сожжена так, что ничего не могу понять: с одного конца насквозь видны крайние развалины на другом конце города. Все завалено обломками, что даже трудно понять, как и где шли раньше улицы. Воздух кругом напоен гарью, а снег почернел, как будто люди, оставшиеся в живых, в знак скорби посыпали всю землю пеплом».

Из более чем пяти тысяч домов, которые за века построили жители этого старинного города, сохранился всего 51. От всего многотысячного населения Вязьмы уцелело не более 2 000 человек. Советские войска увидели город в каменном прахе. Были разрушены все мосты, вырублены парки, спилены телеграфные столбы, выломаны семафоры и рельсы.

Нанести немцам полное поражение на выступе помешала наступившая в разгар наступления распутица и нерасторопность отдельных командиров. Однако пусть в марте части вражеской группировки удалось улизнуть, те, кто мучил, жег и рушил Вязьму, получили свое. Отступившие с выступа немецкие войска вскоре были брошены в топку Курской битвы. И немалое число тех, кто выскочил из-под Вязьмы, еще до конца лета 1943 года все-таки сложили головы на русских просторах.

Пресс-служба СРО Ассоциация «Школа без опасности»